Сайт находится в тестовом режиме. В настоящее время производится наполнение сайта. Перейти на старую версию сайта

Адресг. Солнечногорск, ул. Банковская, д.2

Время работыс Пн. по Пт. - с 09:00 до 18:00

Горячая линия8 (4962) 63-85-00

Для предпринимателей8 (4962) 63-85-48

Написать обращение
Написать обращение

Он прожил в песнях много жизней

Новости
20.03.2015 16:03

А память готова взорваться опять, Лишь только её вы затроньте.

Михаил Матусовский

 

 title=Невыносимо трудно, осознавать и больно говорить о том, что сегодня уже нет среди нас человека, который отдал половину своей жизни Солнечногорью. Воспевал его, гордился им, радовался успехам, отдавая свои силы, талант и труд в его процветание. Главным делом всей жизни Фёдора Фёдоровича Михеенко была песня. С ней он стал профессионалом, коих в этом мире нужно поискать, и представлял собой крупную творческую индивидуальность, осмысление которой, ещё впереди. Для него слово артист было свято,  и он ни при каких условиях не позволял себе и малейшей небрежности на сцене, как собственно и в быту, не говорю уже об исполнении произведения в полсилы своего огромного певческого потенциала. Любил жизнь, любил людей, своих зрителей, почитателей таланта. И сила этого таланта заключалась в умении и желании передать эмоции своей души, своих переживаний, своего понимания смысла жизни, которые шли от его сердца к сердцам зрителей и слушателей.

К подбору песенного репертуара проявлял необычайную требовательность, не гнался за модой, а исполнял лишь те произведения, в которых был глубочайший музыкальный и художественный смысл и вместе с этим, возвышенные человеческие чувства: верность, любовь, дружба.

Песню иногда называют лёгким жанром. Трудно с этим согласиться. Когда Фёдор исполнял военно-патриотическую песенную классику, то этот лёгкий жанр становился тяжёлой артиллерией, перевоплощающийся в оружие, в мечту и клятву. Воздействие на людей было огромным.

...Поклонимся великим тем годам... Разве можно было сидеть в зале или стоять на площади и слушать спокойно, без дрожи в теле, в его исполнении эту гениальную по смыслу и не менее гениальную по исполнению песню. Не счесть сколько раз я слышал это произведение в разных эстрадных подачах, но в моей памяти оно оставалось как будто недосказанным. В его исполнении был создан сценический образ воина-защитника, воина-героя, где было продумано все до мелочей - от костюма, выхода на сцену, гордого поворота головы, самой стойки исполнителя, разумного движения по сцене, использования микрофона... И всё это не отвлекало, а в сочетании с потрясающим голосом, который отличался не физической силой, а акустическими качествами, звучностью и красками, усиливало глубину текста песни, образ солдата, командира, маршала. Помню слова, врезавшиеся в память на всю жизнь, услышанные после концерта от бывалого человека, фронтовика, полковника Константина Максимчика: « Федя! Ты сила народная!».И действительно, его голос и песни продлевали век, давая силы жить фронтовикам. Сколько раз со сцены они говорили об этом и с благодарностью, и надеждой ждали новой встречи.

 title= 

"Реквием у братской могилы на Советской площади"

Все мы помним события начала 90-х в Приднестровье, когда прозападные правители Молдовы попытались учинить геноцид над собственным народом. В это сложное время делегация работников культуры Солнечногорья приехала в благодатный и солнечный край на берега Днестра, где живут веками молдаване, русские, украинцы, гагаузы... с миссией доброй воли. И над вечерней площадью древних, ещё не залечивших следов артобстрелов Дубоссар, зазвучал сочный баритон Фёдора с признанием - «Я люблю тебя, Россия!». И летел он эхом над этой благодатной землёй. Словами песни Фёдор возвеличивал свою Родину, но и благодарил её за помощь и поддержку других народов, с которыми Русь веками жила в мире и дружбе. Люди зажгли свечи и пели вместе с Фёдором в одном порыве. Здесь была видна та неразрывная крепкая связь, та пуповина, питавшая историческую память народов, которую никогда не смогут разорвать национал фашисты.

Мне судьба подарила возможность тридцать три года дружить и много лет совместно работать с этим человеком. Девяностые годы двадцатого столетия - время очередной российской смуты и невиданного предательства, разрушивших нашу страну. Творческое объединение «Москонцерт» предложило артисту Михеенко уйти в «свободное плавание» и захлопнуло свои двери. Волею судьбы и по моему предложению он становится заместителем начальника Управления культуры района. Вначале ему было не просто. Фёдор Фёдорович не любил чиновничью суету - всякие отчёты, справки, ненужные планы и многое другое, мешающее, как он говаривал, развитию культуры. Но сколько же разумного и нужного со временем он привнёс в учреждения культуры района с высоты своего богатого профессионального опыта артиста и руководителя!

Глубокая благодарность Фёдору Фёдоровичу живет в сердце за то, что он сумел как-то по особенному,  меня, проработавшего в сфере культуры не один год, зажечь своим особым творческим огнем. Дал возможность глубоко почувствовать выразительные краски русской песни и музыкальную сущность русского пения в его собственной интерпретации, показал мне концепции характеров, поэтические образы, скроенные им самим. Вроде многое уже виделось, слышалось, делалось, но только в общении с ним я, в этой каждодневной творческой кухне, наблюдал и понимал опытного мастера сцены, превращавшего, казалось бы, обыденное в звучащее по-новому и высокое искусство. Вспомним в его подаче - «Как служил солдат», « Митьку Спирина»... Весь коллектив с ним поднимался профессионально, ровнялся на него. В небольшом структурном подразделении администрации района, каким являлось Управления культуры, выросло два заслуженных работника культуры Российской Федерации, два лауреата Государственной премии Российской Федерации, заслуженный артист России, три заслуженных работника культуры и заслуженный экономист области. Единичный случай в истории культуры нашей страны на муниципальном уровне.

Конечно же, масштабы и возможности района для него были, прямо скажем, малы. Поэтому он иногда по просьбе высоких начальников, руководства области с удовольствием уезжал на «вольные хлеба». На Северный флот, где моряки авиа несущего крейсера «Кузнецов» избрали его почётным матросом, в 566 Солнечногорский полк дальней авиации, что в Брянской Сеще, на Кипр, или в белорусские Крупки, на Украину, в Азербайджан... И везде он был желанным гостем. После его приезда месяцами в адрес руководства района слались фотографии, благодарности, грамоты, газеты в которых благодарные слушатели были едины - они соприкоснулись с настоящим искусством, не суррогатом, которым пичкают нас каждый день.

Разумеется, было бы неверно и даже наивно полагать, что вот так явился ни с того ни с сего талант в этой жизни и сразу занял своё место. Так не бывает. Каждый новый этап в развитии человеческой культуры в любых её областях тщательно подготавливается всем предыдущим ходом развития. К этому времени Фёдор прошёл уже большую школу. Он с детских лет знал цену труду, помогая маме Марфе Михайловне, работавшей на ферме дояркой. В древнем Торжке, где проживал, после школы окончил фабрично-заводское училище, работал на фабрике. На курсах ДОСААФ освоил профессию водителя и продолжил её в совхозе. Вечерами занимался в коллективе художественной самодеятельности, самообразованием. А тут и служба в рядах Советской Армии подоспела. Крутил баранку автомобиля в строительных войсках, и в свободное от службы время, сумел создать вокально-инструментальный ансамбль, ставший лауреатом Всеармейского смотра самодеятельного творчества. Утверждаю - до таких вершин было ой как нелегко добраться. В то время звания за красивые глаза, длинные ноги и ресницы не давали. После армии - учёба в Тверском музыкальном училище. Далее - руководство профессиональным эстрадным коллективом «Волгари» и четверть века службы, как он сам выражался, артистом-вокалистом всемирно известного «Москонцерта». Объездив всю страну, работая с прославленными оркестрами, часто вспоминая о больших возможностях и творческих удачах, о встречах и совместной работе с известными советскими и зарубежными мастерами сцены, чувствовалась в нём гордость за пройденный путь.

То была огромная творческая школа, благодатно повлиявшая на развитие его сценической деятельности, которую невозможно было получить ни в каком учебном заведении. Он стал лауреатом и дипломантом международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, участником телевизионного конкурса «С песней по жизни», лауреатом премии комсомола Подмосковья. И когда он видел в творчестве молодых, неопытных ещё руководителей учреждений культуры, самодеятельных артистов, не всегда профессиональный подход к делу, то в этот момент в его глазах появлялась тоска. Но, будучи реалистом и понимая, что такой подход иногда свойственен молодёжи, а жизнь невозможно повернуть назад, в рассуждениях Фёдора присутствовала всегда здравая мысль о том, что его, студента Тверского музыкального училища, а затем артиста областной филармонии, тоже учили. А значит, теперь настало его время быть учителем, педагогом, наставником и требовательным руководителем. И он старался свой опыт передать молодым работникам культуры района с огромной ответственностью. 

 title=

"Связь времен. С внуком Николаем" 

Я не могу утверждать, что Фёдор по характеру был простым человеком. Доступным - однозначно. Он мог часами выслушивать идеи кого-то из гостей, зашедших в кабинет поделиться своими творческими планами. А уж плечо подставить в трудную минуту человеку - это не обсуждалось, а делалось. У него хватало такта урезонить иногда не в меру разошедшегося критика творчества молодых самодеятельных авторов. Одновременно в нем чувствовалась косточка интеллигентного человека, и в общении он умел создать такую атмосферу творчества, где

было тепло и уютно всем - поэтам Виктору Гаврилину, Игорю Головко, Ирине Александрович, Тамаре Новицкой... Художникам Валентину Саратову, Роману Фашаяну, Ивану Плаксину... Вокалистам Ольге Коломейцевой, Герману Жибкову... Композитору Шарину... Журналисту Ивану Шахову... Среди творческих людей и он чувствовал себя, как рыба в воде. 

Он знал и постоянно ощущал, что в районе к нему и со стороны власти и обычных людей отношение самое человечное. Фёдор Михеенко - наш солнечногорский соловей -можно было частенько услышать из уст молодых и пожилых людей, и безмерно дорожил этим народным признанием. Фёдор платил тем же - был привязан к нашему краю всем своим горячим сердцем. Без этого не могли бы появиться на свет эти прочувствованные слова: - Милый Солнечногрск! Я в тебя так влюблён! Признаюсь, словно девице красной. Пролетают года, но ты молод всегда, в ожерелье российского братства!

Прошел год после его ухода из жизни, но я с каждым днём всё больше понимаю - кем Фёдор был для меня. Он был той жилеткой, в которую можно было поплакаться после тяжелейших психологических нагрузок, и той лошадью, которая впрягалась в нужном месте и в нужное время и тянула огромный воз проблем вместе со мною и со всем коллективом, решая их поэтапно. И главное - был другом. А друзья, как известно, измеряют отношения по иному, но в служебных делах никогда не проявлял панибратства.

Фёдор не боялся физического труда. И когда бывали трудноватые времена в жизни, он не ждал посторонней помощи или манны небесной, а находил работу и вкалывал простым работягой. Причём рассказывал об этом с юмором, используя методы театрализации. За годы работы Фёдор Фёдорович стал «Заслуженным артистом Российской Федерации», «Заслуженным работником культуры Московской области», Почётным гражданином города Солнечногорска.

Предписанные на роду мужчине задачи он решил успешно. Создал крепкую семью, родив с супругой Людмилой дочь Аню. Построил добротный дом, посадил сад, в котором есть возможность внуку Николаю, сидя под цветущей амурской сиренью, подаренной дедушке таким же одержимым человеком - Иваном Фёдоровичем Стрекаловым, взрослея, осмыслить и пронести через всю жизнь, те идеалы, жизненные и нравственные принципы и поступки, которые проповедовал его талантливый предок.

О многом ещё не сказано, о многом не рассказано. Но,  может быть, каждый читатель этого очерка, знавший Фёдора Михеенко захочет дописать его сам. Не обязательно на бумаге - можно и в мыслях. Ведь у каждого свой опыт - уникальный и неповторимый. Это будет дань глубочайшего уважения большому таланту и труженику, создававшему на сцене своим творчеством образы, проникнутые человечностью и добротой, высокой нравственностью и духовным благородством. То, что нам сегодня так необходимо.

Мудрость, конечно, - привилегия возраста. Опыт, знания, нельзя положить вместе с яркой игрушкой в колыбель младенца, преподнести в подарок ко дню рождения. Но старая истина — тот, кто умеет учиться на опыте отцов, дедов, кто не отталкивает, а охотно воспринимает их знания, тот и талантливее, тот, если хотите, скорее станет мудрым, широкой натурой, будет обладать высоким художественным вкусом и немалыми познаниями нашего многоликого мира. Таким, каким и был Фёдор Фёдорович Михеенко.

Сергей Волошнюк

 


Вернуться к списку новостей

Читайте также